egmg (egmg) wrote,
egmg
egmg

Categories:

On the structure of Double Hermeneutic Spiral (DHS). Russian

sofia_wist (sofia_wist) wrote,
2012-02-24 21:42:00

Навстречу Лотмановскому конгрессу.
Навстречу Лотмановскому конгрессу.
Русская версия доклада.
Прошу критиковать и исправлять ошибки:)


Jelena Grigorjeva (Tartu University, Department of Semiotics).

Дамы и господа антропологи.
Я глубоко убеждена, что всякий ученый-гуманитарий должен быть в первую очередь антропологом, а уже потом более узким специалистом.
Я представляю на вашу компетентную экспертизу модель ДГС.


On the structure of Double Hermeneutic Spiral (DHS).
О структуре двойной герменевтической спирали.


Jelena Grigorjeva (Tartu University, Department of Semiotics).

Дамы и господа антропологи.
Я глубоко убеждена, что всякий ученый-гуманитарий должен быть в первую очередь антропологом, а уже потом более узким специалистом.
Я представляю на вашу компетентную экспертизу модель ДГС.


On the structure of Double Hermeneutic Spiral (DHS).
О структуре двойной герменевтической спирали.



1. Модель ДГС была предложена в качестве результата серии он-лайн экспериментов по построению и изучению динамической модели семиосферы. Модель была впервые представлена на конференции "Culture in Mediation: Total Translation, Complementary Perspectives” (Homage to Prof. Peeter Torop’s 60-anniversary. University of Tartu. 26-27 November 2010), 26.05.2011 я повторила презентацию на Humboldt Kollegium Институте финансов в СПб. Модель ДГС есть логическое и неизбежное обобщающее дополнение к модели ДНК Francis Crick&James D.Watson.

2. Модель ДГС в первую очередь базируется на следующих концептах:
- концепция диалектической спирали эволюции Фридриха Гегеля (собственно, Гегель уже построил эту двойную спираль не только истории человека);
- концепция герменевтического круга в интерпретации Ганса-Георга Гадамера (скорее спираль);
- концепции асимметричного диалога Юрия Лотмана;
- концепция эмблемы (изображение-легенда, аналоговое-дискретное, мифологическое-историческое) как базовой мнемонической единицы и культурной модели асимметричного мозга Е.Мельниковой-Григорьевой.

3. Динамическая модель семиосферы подчиняется ряду основных принципов. Это текст, который строит себя в асимметричном диалоге в режиме игры. Диалог характеризуется и стимулируется постоянным смещением, разницей между двумя языковыми контурами. Эта разница детектируется миметической идентификацией повторяющихся ключевых слов/образов или кластеров, которые меняют свое значение в зависимости от контекста. Это процесс перевода, то есть интерпретации, в развитии которого и появляется информация – нечто новое, ранее не бывшее. Асимметричный диалог – концептуальная модель, разработанная Ю.Лотманом в ряде работ. Эта модель применялась для объяснения функциональной асимметрии человеческого мозга и эволюции культуры. В настоящее время становится понятным, что принцип асимметрии (детектирование разницы на фоне подобия или общности) определяет любую возможную базовую картину мира. Именно продуктивная разница обеспечивает онтологический избыток, приращение информации в ходе эволюции.

Моя традиция:
- Семиосфера Лотмана
- Психоанализ в различных приложениях
- История идей или уликовая парадигма – она же – здравый смысл

Я полагаю, что это именно то, что нам сейчас остро необходимо – здравый смысл и чувство юмора, а именно, умение держать дистанцию с самим собой.

Я бы хотела начать с мысли Жиля Делеза о том, что самые поверхностные понятия (ментальные комплексы) в человеческом сознании оказываются в то же время и самыми глубинными и устойчивыми. Это становится ясно, когда мы занимаемся археологией сознания. Это специфическая археология, конечно.
Человеческое сознание не есть нечто застывшее – это эволюционный процесс, в котором более ранние стадии характеризуются большей устойчивостью и ригидностью, в то время как более поздние – большей свободой от своего носителя. Но при этом в повседневной жизни, в коллективном поведении мы имеем дело по большей части именно с самыми архаическими и устойчивыми мотивациями.

Мы живем в эпоху информационного Потопа, напоминающего о первозданном хаосе, разумеется, на новом витке эволюции. Энтропия нарастает по экспоненте. Энтропия в сфере языка человеческой культуры выражается в обилии текстов, которые никто не успевает читать. Текст сжимается до формата Твиттера, многие признаются, что им уже трудно заставить себя читать текст длиннее, чем экран монитора. Визуальное пространство больших городов буквально замусорено рекламой, стикерами, постерами, граффити. Сообщения несут настолько разнообразную противоречивую информацию, что они не складываются в хоть сколько-нибудь консистентную картину мира. Вернее, это картина Вавилонского столпотворения: каждый говорит, но никто не слушает и не слышит. Перепроизводство текстов. В нашей среде обитания – в гуманитарной академии, как всем известно, произошла деконструкция, которая не оставила никаких критериев научной истинности, их заменили пиар и положение в иерархии. Знание дробится на узкие сектора, которые не интересуются друг другом и не понимают друг друга. В наших писаниях и действиях все меньше здравого, то есть прикладного, смысла. Мне представляется, что нам необходима срочная интеграция гуманитарного знания, которая позволит создать общее теоретическое коммуникативное поле для самых разнообразных дисциплин.

В первую очередь, следует допустить возможность расширения понятия жизни и языка до объемов всей известной нам Вселенной.

Если (и до тех пор пока) Вселенная системна она имеет языковую природу.

Язык – это система функциональных различий между элементами, входящими (вовлеченными) в эту систему. Система представляет собой ментальный конструкт, состоящий из набора элементов и правил манипулирования ими, иными словами – программы или логики связи между знаками. Словарь и грамматика. Эти два компонента имеют разную природу. Словарные элементы содержатся на материальных носителях, имеющих материальное измерение, в то время как логика их связи исключительно интеллигибельна. Если ее не возобновлять, то система распадается. Что такое интеллект? Память о том, как оперировать знаками, возобновляя картину мира. То есть память о функциональных различиях между тем или иным.

Каким образом детектируется разница? В коммуникации с другим, можно сказать, с окружающей средой или контекстом. На фоне привычного мы распознаем новое, ранее не имевшее место в нашей картине мира. Каждый акт восприятия обнаруживает амбивалентную природу воспринимающего – мы оказываемся одновременно и физическими, и ментальными телами, представляя собой, тем самым, базовую структуру знака по Ф. Де Соссюру. Помимо этого, мы всегда получаем опыт относительности любых границ системности, любого различия. Коммуникация предполагает по меньшей мере двоих участников: отправитель и получатель. Эти участники меняются ролями в процессе коммуникации. Мы все имеем опыт как отправления, так и получения сообщений. Таким образом, каждый из участников исполняет обе роли: актанта и наблюдателя. В ходе диалога происходит выработка договора о языке, язык, в свою очередь, формирует общую память, то есть культуру, тот самый Дух нации.

Вселенная есть результат множественных коммуникативных актов, то есть обмена информацией, то есть семиозиса. Вселенная есть продукт распознавания и запоминания (фиксации на материальных носителях) функциональных различий чего бы то ни было. Мы являемся частью Вселенной, и наша картина мира зависит от нашего языка (языков).

Что такое семиозис?
Герменевтическая спираль приращения смысла. Читаем сначала, читаем сначала уже другое.
Гераклит – текст (мир или картина мира) меняется во времени. Параметры пространства-времени заданы границей между одним и другим в восприятии, то есть в коммуникации.

Излишек смысла (информация) образуется на фоне памяти о предшествующих интерпретациях. Этот излишек никогда бы не появился, если бы не коммуникация с другим. Инаковость другого дает нам нечто, ранее не бывшее частью нашего мира. Это и есть продуктивность или креативность, которая рождается в процессе семиозиса. Собственно, семиозис и есть креатив. Зеркала, отражающие друг друга под углом до бесконечности.

Асимметрия мозга. Эмблема: аналоговое – дигитальное, 1010, +-, Инь-Ян. Важно: наличие диференциального признака налично, а отсутствие фиктивно. Минус-прием.


Этот принцип асимметрии более общий, чем асимметрия физического мозга. Физический мозг не равен своему ментальному фантому. Физический мозг просто обеспечивает питательную среду для него. Хотя, разумеется, эта среда уже имеет свою топографию функциональных предпочтений, сформировавшуюся на предшествующих ступенях эволюции – память о предшествующих коммуникативных актах. Программа заражает мозг при помощи знаков (я использую термин – герм) и развертывается каждый раз по новому в зависимости от контекста. Хардвер и софтвер. Оба типа памяти имеют свою программу, но они не существуют друг без друга. Они взаимно активируют друг друга.

Мы действительно можем говорить о том и эксрепиментрировать с тем, что гермы, несущие программу определенной системной логики, заражают наш мозг.

”Butterfly effect”.

Показать книгу.
В игре обучение более интенсивно, потому что позволяет проигрывать варианты.

Мы знаем эпидемии идей не менее разрушительные чем СПИД.
Мы прекрасно знаем, что множественные институции уже используют эти технологии НЛП, будем называть вещи своими именами, для заражения и программирования масс без какой бы то ни было публичной экспертизы.

Представляя модель ДГС, мы открываем секрет Полишенеля. Этим все давным давно пользуются, часто не отдавая себе отчета в этом. Но оттого, что кто-то не знает, что разговаривает на языке, не следует, что он не разговаривает на языке. Тут ведь как сказать, кто на ком разговаривает.

Представляя модель, добытую в ходе естественно-научных экспериментов в традиции уликовой парадигмы, мы делаем эти практики подконтрольными, то есть легальными. Мы получили регулярный доступ к контролю над человеческим сознанием. Научно подтвержденный. Этот факт следует как можно шире распространять среди интеллектуалов. Мы в самом начале этого пути, но у нас он один – без вариантов. Ключ будет у нас. Ключ от Матрицы. И защита его, этого Ключа в максимальной его публичности. Он должен просто быть всегда у всех на виду, как долгое время был Крест. Это не значит, что этот принцип не отменяем в принципе. Он неизбежен сейчас. Как неизбежен был Крест тогда. Универсальный Закон.

Но при этом нам всегда следует помнить, что закон проверяется практикой. Любой текст проверяется опытом. Опыт порождает злдравйй смысл, систему убедительных связей между словом (знаком) и его воплощением.
Вот анекдот от Фрейда.
Еврейского мальчика спрашивают:
- Кто был матерью Моисея?
- Принцесса Египетская, конечно.
- Как же так?! Она же просто вытащила его из воды!
- Это она так говорит.

Уликовая парадигма против химер чистого разума и политических передергиваний.


Итак, мы получили Ключ к Матрице. Модель ДГС может быть определена как универсальный навигатор по семиосфере. Я называю этот навигатор – семиокойне – универсальный диалект, всеобщий эквивалент, подобно маниту. Я построила этот навигатор в серии он-лайн и аудиторных экспериментов, которые описаны в моем аналитичесском отчете “From Semiosphere to Semiocoine” для журнала Kodikas в честь юбилея Проф.Роланда Познера.

Эта модель не является чем-то новым. Напротив того, эта модель была известна на протяжении тысячелетий всему человечеству как Древо Жизни Arbor Mundi, Игдрасиль и т.д.





Hourglass structure and mechanism.

A Chapter in my book, translated – in SSS
Данте-Флоренский-Лотман-я
Происходит переворот конструкции. Для нас это редкое, но не так чтобы незнакомое событие. Очередной конец света. На моей памяти такой переворот случился, когда появилось христианство, потом – когда грянул Ренессанс. В этот момент действительно меняется перспектива – это отражено в научных трактатах художников. И об этом писал П.Флоренский – об эгоистичности так называемой «научной перспективы». Обратная перспектива была с точки зрения Бога – внешнего наблюдателя за тобой-собой, а прямая стала с точки зрения художника. У меня есть анализ Рембрандта «Воздвижение Креста» в «Эмблеме».
Художник тем самым присвоил себе место наблюдения Бога. Ну а за художниками потянулись и остальные. В работах Босха и Брейгеля можно видеть как происходит смещение в мозгу художника – когнитивный диссонанс между двумя разнонаправденными точками наблюдения. Поздняя осень Средневековья. Нарастание энтропии, дробление христианских общностей, образование национальностей, разделение языков, латынь потеснена, цеховая экономика сменяется свободной конкуренцией, войны, реформации и революции. При этом, это продуктивнейшая эпоха для многих гениев. Тех, кто извлекали уроки из происходящего, учились на ошибках.





В настоящий момент также происходит смена перспективы, точки зрения на общую картину мира. В такие моменты видны сразу множественные перспективы – это момент бесконечной потенции.
Нынешний конец света отличается только наличием ядерного оружия.
Взрыв может быть фатальным.

Взрыв – это мощный когнитивный диссонанс, если угодно, семиосферы. Ошибка накопилась, происходит обнуление локальной матрицы.

Возвращаясь к модели.


Спираль двойная, потому что разнозаряженные импульсы диалектически превращаются друг в друга каждую нано-единицу времени.

Мы вступили в новую эру, произошла Революция, возможно, крупнейший Конец Света за последнее тысячелетие.

Мы уже имеем и будем иметь в дальнейшем усиление власти ризомы. Это эра Сети - ППП (повсеместно протянутой паутины (с) [info]r_l) Ризома побеждает на всех фронтах в соответствии с законом смены центра и периферии.

Механизмы манипулирования человеческими массами стали очевидны самым разнообразным слоям населения. Поведение масс программируется, массы инфицируюются гермами посредством СМИ. Но есть и отстойник, фильтрующий говно наций, - это маргиналы всех мастей, трикстеры, понимающие Относительность любого высказывания, которые получили, благодаря интернету, доступ к трибуне. Грубо говоря, мы нашли друг друга по Сети. Еще раз хочется подчеркнуть особую роль в формировании этого нового типа сознания таких мульт-сериалов как South Park, Futurama, Monkey Dust, а также фильмов Вачевски Matrix, Финчера Fight Club и всего кибер-панка. Искусство всегда живет в будущем.

В этих условиях требуется очень хорошая навигация по ризоме.
Процедура активации Навигатора:
- необходимо осознать относительность любого высказывания, относительно контекста: кто? где? зачем?
- необходимо осознать относительность любого события в этом мире - для кого как?
- необходимо осознавать физическую реальность окружающего мира - проверяется болью
- необходимо стремиться к добру
- необходимо быть предельно честным с самим собой

Особое пожелание, в первую очередь, себе - побольше толерантности в разумных границах.

Зрите в корень, не забывая о деталях.

Коммуникация всегда есть следствие проблемы – когнитивного диссонанса. Первый когнитивный диссонанс проводит различие между мной и другим. Это всегда момент выбора ответного действия, реакции. Выборы бывают негативными и позитивными. Негативный выбор в пределе ведет через боль к смерти и к Дарвиновской премии. Как мы все хорошо знаем, в этой игре Эволюция у нас главная задача – выжить. Но все же, мне так кажется, не любой ценой. Позитивный выбор также может переходить в свою противоположность, через скуку. Скука – это смертельная болезнь поздних империй, то есть эпох нарастающей энтропии, она же - дегенерация. Мы знаем, что чем позже сформирован орган в ходе эволюции, тем раньше он подвержен разложению. Это очень неприятный знак для человечества.

And now I'll show you how information turns into its opposite.
We make a positive choce +
- consumerist way

There is another opportunity directed to reducing entropy - technocratic way


Zeroing the matrix periodically


I definetely dislike this variant leading to

Но это не самый худший вариант, поверьте. Андроид лучше чем свиноид.

There is the third way (and it seems to be the only proper one) - eco-way

zooz00_


Показать Презентацию.

Благодарность учителям.
Благодарность Тимо.


Примечания к модели ДГС

термин Андрея Белого - мозговая игра
петербург - модель мозга
я на третьем курсе
мы с Зарой пишем статью о модели асимметрии мозга, построенной Белым задолго до описания этой модели современными нейролингвистами (группа Балонова-Деглина)
Лотман дал нейролингвистам модель асимметричного мозга и культуры
Лотман строит семиосферу
у Лотмана нет интернета
у меня интернет есть

прим. 06.06.13
http://russgulliver.livejournal.com/532526.html?view=1498670#t1498670

Aknowledgements:

Uuringut toetas Euroopa Liit läbi Euroopa Regionaalarengu Fondi (Kultuuriteooria Tippkeskus).

This research was supported by the European Union through the European Regional Development Fund (Center of Excellence CECT).

Исследование осуществлено при поддержке Европейского Фонда регионального развития (Центр теории культуры CECT).

Die Forschung wurde von der Europäischen Union durch den
Europäischen Fonds für Regionale Entwicklung (Exzellenzzentrum CECT) gefördert.
Tags: dhs, matrix navigator, reports
Subscribe

  • protocols of mental damage (Russian)

    Дмитрий Кузовкин 22 ч. · отредактировано · Наш человек в Эстонии 4 (вытащил из комментариев): "а где ты видел, Дима Серун-Кузовкин НАШИ ВОЙСКА на…

  • protocols of mental damage (Russian)

    эпикриз диагноз - категорическая неспособность вступать в равновесный диалог, то есть фатальное поражение коммуникативных функций Игорь Яркевич 8…

  • BFM students reports

    P.N.C. THE PUZZLE I received a piece from a puzzle. I puzzle that I don't know. It represents, for what I can guess, a world map. The part that I…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments