egmg (egmg) wrote,
egmg
egmg

Category:

апрельские тезисы - семиотика за 20 минут

Вчера дала курс Введения в семиотику в таллинском Клубе программистов http://www.devclub.eu/2009/04/23042009_24.html.

Молодые интеллектуалы собираются регулярно и переливают друг другу свои мозги, потому что этот способ быстрее и эффективнее чтения многостраничных инструкций. Наш лингвистический слух ласкали сообщения, в которых бодро сообщалось нечто вроде: глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокренка. Чистый синтаксис, поверх которого иногда даже витал призрак семантической осмысленности. Кто? Куздра. Что сделала? Бодланула. И так далее.

Как показывает отчет о событии на сайте Клуба, приблизительно в таком же виде до программеров дошло и мое сообщение. Однако, оно было записано не только непосредственно в мозги, но и на камеру и скоро появится в сети, так что каждый сможет проверить, действительно ли я сказала, что уже "неандертальцы размышляли о относительности бытия":) (Может, и говорила в запальчивости, но не помню, запись покажет). Вот про то, что Матрица курит в углу, это я точно говорила, не отпираюсь. И это хорошо, значит, мем сработал.

Мой вводный курс занял 20 минут. Это был первый пилотный опыт запуска программы Семиокойне, построенный на трех с половиной базовых мемах. По идее, программа должна разворачиваться с одного, но пока рано. Я еще не достигла такого совершенства суггестии.

Вот приблизительно то, что я сказала (я пользуюсь сейчас кратким планом лекции, который составила специально, чтобы четко уложиться по времени):

- Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. То есть о языке и языках.

- Язык - всегда средство коммуникации, то есть обмена информацией.

- В настоящее время человек как никогда активно строит искусственные языки, которые помогают формализовать понимание механизмов работы мозга.

- Семиотика изучает все виды языков, которые традиционно подразделяются на языки культуры и языки природы. Я полагаю, что принципиальной разницы между языками химического обмена и языками культурных жестов нет.

- Язык определяется двумя базовыми характеристиками. Это его системность и симулятивная природа его знаков. Знак не совпадает с тем, на что он указывает.

- Системность. Каждый знак обеспечен всей системой языка. Знак всегда системен. Из этого следует, что нет двух совпадающих элементов в системе. Пример: два одинаковых квадрата. (Это первый явный мем, он не отражен в отчете, то есть не сработал пока, но зато он был зафиксирован графически на доске).

- Системы языков не замкнуты. Все границы проницаемы и представляют собой фильтры. Единственное исключение - кот Шредингера в черном ящике. (2-ой мем, сработал, хотя и в несколько странном контексте).

- Таким образом получаем, что каждый из нас - часть одной системы. Всей Природы.

- Симулятивность. Все системы знаковые, то есть все миры, построенные яыками - виртуальны. Включая всю Природу, которую нам приходится считать реальностью, потому что мы в ней живем и выживаем.

- Все разнообразие мира есть эволюционный результат коммуникативной разницы между элементами.

- Реальность - это результат коммуникативных процессов, то есть выбора между двумя возможностями. Выбор всегда из двух возможностей: одна реализуется, остальные, сколько бы их ни было, отваливаются. Мы всегда отказываемся от бесконечности возможностей в пользу одной, выбранной. То есть в каждый момент времени мы стоим перед выбором: красная пилюля - синяя пилюля (3-ий мем сработал). Причем каждую секунду этот выбор определяет нашу дальнейшую реальность, которую мы тем самым создаем. Матрица нервно курит в углу (3,5 мем, сработал).

Вот, собственно, и все.
Правда, потом были множественные вопросы.

Я обдумываю визуализацию образа Семиокойне. Этот мем должен быть еще более суггестивным и действенным. Рисуешь его в красках и уже никто никогда не забудет, как оно устроено в принципе.

Update: Я припоминаю уже из самой лекции еще два мема, которые сработали на кратковременную память представлявшего меня молодого человека (информант 1). Кратковременную - это точно (зафиксировано видео-камерой), а теперь после этой моей записи уж точно на долгую память память.

Эти мемы я вставила по ходу, поэтому они не попали в представленный здесь конспект.
Это было упоминание Платона, сейчас не могу воспроизвести в какой непосредственной связи. И теорему о неполноте Геделя, которую я упомянула в связи с принципиальной открытостью всех языковых систем. Информант 1 после моего сообщения встал и популярно пояснил собравшимся суть меме Платона о пещере и содержание теоремы Геделя. Правда, Гедель получился несколько реконфигурированным моим изложением системной открытости. Информанту 1 я бы посоветовала посмотреть материалы по теореме Геделя, чтобы разделить услышанное от меня с оригиналом. Это я в упрек себе прежде всего. Mea culpa, мне надо было объяснить четче, где что. Но исправлять ошибку придется тому, кто ее усвоил:)

А кота Шредингера я таки помянула в контексте мема, который я ранее сгенерировала в жж под сабдж "Квантовая физика по системе Станиславскго: "А теперь представьте, что кот в ящике Шредингера - это вы!" Этот мем не сработал
Subscribe

  • protocols of mental damage (Russian)

    Дмитрий Кузовкин 22 ч. · отредактировано · Наш человек в Эстонии 4 (вытащил из комментариев): "а где ты видел, Дима Серун-Кузовкин НАШИ ВОЙСКА на…

  • protocols of mental damage (Russian)

    эпикриз диагноз - категорическая неспособность вступать в равновесный диалог, то есть фатальное поражение коммуникативных функций Игорь Яркевич 8…

  • BFM students reports

    P.N.C. THE PUZZLE I received a piece from a puzzle. I puzzle that I don't know. It represents, for what I can guess, a world map. The part that I…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments